• ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ВЕНИАМИНА ЕПИСКОПА РЫБИНСКОГО И ДАНИЛОВСКОГО

24 января — день общей скорби для казаков

Январь. Позади святки, Святые дни Христова Рождества, Крещения Господня и другие великие праздники.

Близится другая дата, 24 января. Дата, контрастно отличающаяся от недавних празднеств. День памяти геноцида казачьего народа. В этот день принято вспоминать и молиться об убиенных богоборческими властями  казаках и казачках. Масштабы трагедии были столь велики, что Турция направила ноту протеста «Советам» с требованием прекратит засорять Черное море трупами казаков. Некогда «Тихий Дон» превратился в общую могилу многих тысяч казаков.

События тех лет удивительно отразились на современности. Так, например, на Украине две республики не пожелали подчиниться антиконституционной клике. За это они до сих пор терпят обстрелы и бомбардировки украинской артиллерии. А ведь эти области — исконно казачьи земли.

Советская власть впоследствии навязывала свою историю казачества. Дескать, казачество — это не то беглые рабы, не то разбойничьи шайки. Однако на самом деле казаки всегда стояли на страже неприкасаемости суверенитета Государства Российского и вообще законности.

Сегодня настали другие времена. Более благодатного времени для возрождения казачества трудно представить. Всевозможные гос. программы, выделения земель под компактное проживание, государственное финансирование и прочие преференции.  По сути Государство говорит: вы нам нужны!

Казалось бы, что при таком положении дел казачество должно расцветать и множиться, однако этого не происходит.  По моему мнению, причины «вялого» возрождения кроются в неправильной последовательности действий. Упор сделан на внешнее, на казачью справу, погоны, шашки, побрякушки. На форму, а не на содержание. В содержании же существует пробел, если не пропасть. Главное внутреннее наполнение казака — православная вера и вообще религиозность, патриотизм, любовь к родной земле. Все это безрассудно стало вторичным, вяло плетется в хвосте за восстановленной внешней оболочкой. Купил, к примеру, молодой человек, костюм спортивный и ходит в нем. Хороший костюм – «фирменный»!     Но разве стал этот парень хоть на толику олимпийским чемпионом или хотя бы спортсменом – нет! Он просто носитель удобных «шмоток». Так зачастую и в среде казачества – погоня за почетом. Надел китель, медальки, полковничьи погоны — и народ вроде как уже с «уваженьицем» смотрит на «орла», а «орел»-то наш, оказывается, – воробей. И душа у такого казака воробьиная. Только с внутренним возрождением каждого, отдельно взятого, казака, казачество в целом получит надежду на истинное возрождение былой мощи.

Как Церковь смотрит на возрождение казачества? Церковь единым духом ждет и желает возрождения этого славного народа. Трудно представить сегодня епархию, в которой нет отдела по взаимодействию с казачеством. По своему опыту скажу, что правящие архиереи очень охотно идут на контакт, с радостью назначают выбранного казаками духовника. Церковь приглашает к общей молитве, к общим мероприятиям. Нуждается ли Церковь в казаках? – Нет, не нуждается. Желает ли Церковь присутствия в теле своем казаков и казачества – да, и еще раз — да!  Церковь сегодня как терпеливая Мать ожидает своих сынов – истинных казаков.

Итак, январь. Позади святки, Святые дни Христова Рождества, Крещения Господня и другие Великие праздники. Близится 24 января. День памяти и скорби для казаков. В этот день во многих храмах пройдут панихиды. Кто-то придет из казаков, кто-то нет, это личное дело каждого. В конце концов, воробей не виноват в том, что он воробей. Придут в храм, конечно, истинные дети своего народа, настоящие казаки и казачки и с ними. Церковь вознесет свои молитвы Богу о упокоении сродников – казаков.

Как сказал святитель Тихон Задонский, «сердце злое ничем не бывает довольным». И в это благодатное время для возрождения казачества находится множество «недовольных», но стоит ли на них обращать внимание. Дорогу осилит идущий, а лодырь и бездарь будет только завидовать и роптать то на правительство, то на погоду. У меня вопрос к казакам и к самому себе: «Братцы! Не упустим ли мы это прекрасное время, не будет ли нам потом стыдно и скорбно, что дни благодатные, данные нам Господом Богом на возрождение казачества мы бездарно потратили».

 24 января 1919 года. На повестке дня обсуждения Оргбюро ЦК РКП(б) — «Циркулярное письмо» Я. Свердлова известное, как «директива о расказачивании».Вердикт этого документа: «Беспощадный террор, никаких компромиссов, поголовное истребление».

иеромонах Михаил (Савин)

(7)

Комментирование запрещено